Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

Памяти В.Иванова-Капона

 

 

 

 

 

 

alt
Памяти В.Иванова-Капона

 

                        И только музыка негромкая звучит…


Об этом человеке трудно писать в прошедшем времени – до последних дней он оставался деятельным и непоседливым, и его кипучая энергия передавалась окружающим.

           

           Валентин Гаврилович Капон-Иванов – композитор, дирижёр, член Национального союза композиторов Украины, засл. работник культуры Украины, президент Харьковского караимского национально-культурного общества «Карай».


            Его жизнь была интересной и насыщенной, но уже с раннего детства маленький Валентин пережил суровые испытания: его отец – инженер старой закалки, знавший несколько иностранный языков, был репрессирован. Мать провела  в заключении несколько месяцев, и потом с большим трудом разыскала двоих сыновей в разные детских домах. Первым инструментом, на котором Валентин в десятилетнем возрасте научился играть, была бандура, и вскоре он уже шлифовал своё мастерство в оркестре народных инструментов при дворце пионеров.


Закончил два факультета – сначала (1958) факультет народных инструментов по классу домры в институте искусств, а  спустя 18 лет – и композиторский факультет. Валентин Гаврилович играл на многих музыкальных инструментах – домре, баяне, аккордеоне, фортепиано, гитаре, банджо, балалайке, ударных.

           

        В.Капон-Иванов писал музыку в разных жанрах – симфоническом (две симфонии, поэма «Гулюш-Тота»), оперном (опера – «Да будет град» по легенде Квитки-Основяненко «Основание Харькова», опера-оратория «Песнь о разбитом хрустале»), камерном (квартеты, сочинения для фортепиано и других инструментов), эстрадном (песни, пьесы для эстрадного оркестра и биг-бенда), театральном. В его творческом наследии  48 томов рукописного музыкального материала.

 

        Валентин Гаврилович писал музыку и для самых маленьких, с детства открывая им удивительный мир музыки – создал музыкальную версию «Алисы в стране чудес» и другие замечательные произведения – песни, инструментальные циклы, хоровые произведения, сборники пьес). Композитор тонко чувствовал нюансы восприятия музыки детьми; он автор музыки к более чем 50-ти спектаклям Театра юного зрителя.

alt
 


          В Харькове В.Капон-Иванов издал антологию «Єднаймося» - песни, романсы, баллады на стихи поэтов Слобожанского края, а также классиков украинской поэзии – Леси Украинки, Ивана Франко, например, музыку к произведению Л.Украинки «Без надії сподіваюсь». Для песен В.Капона-Иванова характерны мелодизм, украинский национальный колорит, содержательность. Его песни имеют большой успех и в Харькове, и в других городах Украины. Замечательный аранжировщик и исполнитель песен В.Капона-Иванова – его сын – Валентин Капон, лауреат международных конкурсов и фестивалей.

 

 

Многие годы Валентин Гаврилович руководил народным женским эстрадным оркестром «Орбита» в Харькове, возглавлял и джазовый ансамбль при Донецкой филармонии. Около 20-ти  лет он руководил ансамблем «Слобожане»  - самодеятельного коллектива строителей, и писал песни для этого ансамбля на стихи Т.Шевченко, И.Франко, А.Пушкина, украинских поэтов – классиков и современников. В.Капон-Иванов переложил на музыку стихи многих поэтов Украины, ни разу до него не воплощавшиеся в нотах. Он – автор более 20-ти песен о родном Харькове. Его песни поют под гитару в походах и в зрительных залах, профессионалы на сценах филармоний и оперных театров, артисты-любители, дети и взрослые; они звучат на творческих вечерах и концертах, побеждают на песенных фестивалях.


            Ждёт постановки его опера об основании Харькова «Да будет град». А «Песня о Ялте» заняла первое место на всеукраинском конкурсе песен об этом городе. Валентин Гаврилович не упускал случая преподнести музыкальный сюрприз и порой делал это при самых неожиданных обстоятельствах. В 1989 г. он впервые побывал за границей, в Париже, где жила его тётя Е.Стамболи. До перестройки музыканта не выпускали из страны. Тётя преклонных лет оказать традиционное караимское гостеприимство не смогла, она жила в доме престарелых и родственников уже не узнавала. В том же доме престарелых доживали свои дни эмигранты первой волны (после революции 1917). Их быстро облетела весть о музыканте, приехавшем «из России», и встречать Валентина Гавриловича – кто на костылях, кто на инвалидных колясках – вышли последние носители знаменитых фамилий и благородных титулов. Конечно, гость дал для них концерт, подарив вечер воспоминаний о покинутом Отечестве.


            Ещё необычнее было выступление в цыганском таборе. Туда Валентин Гаврилович забрёл, гуляя по лесу. Цыгане по такому случаю накрыли обильный стол и долго не отпускали маэстро.

            Трудно оценить вклад В.Капона-Иванова в сохранение и развитие музыкального искусства крымских караимов. Из Крыма ему прислали ветхие ноты, рассыпавшиеся в руках, с пропущенными знаками. Валентин Гаврилович спасал от забытья древнюю музыкальную культуру своего народа. Другого композитора, пишущего современную караимскую музыку не было. Он писал музыку для единственного караимского танцевального ансамбля «Фидан», написал гимн харьковских караимов.


 В этом человеке удивительно уживались творческая натура и качества организатора, делового человека, каким он стал в силу обстоятельств, чтобы решать насущные, но далёкие от искусства вопросы.

            Валентин Гаврилович – сын древнего караимского народа. Крымские караимы – потомки племён, населявших в VIII-X веках Хазарский каганат. Во всём мире их осталось меньше 2 тыс., из них около 50 живут в Харькове. В начале 1990-х гг. В.Капон-Иванов поднял вопрос о создании караимского национально-культурного общества.  Долго пришлось обивать пороги чиновников, не встречая понимания у бюрократии.  Пришлось обратиться к губернатору Харьковщины.  Выслушав рассказ о караимском народе, А. Масельский, подозвал помощника и распорядился уладить этот вопрос. Валентин Гаврилович ещё ехал в троллейбусе домой, когда раздался телефонный звонок с радостным известием –общество зарегистрировали. С 1995 г. впервые с конца 20-х гг. возобновила деятельность караимская религиозная община. А полностью здание храма караимов – кенасы вернули общине 1 февраля 2006 г. С самого его основания маэстро был и организатором, взвалившим на себя хозяйственные хлопоты, и душой общества, не давая забывать и другую важную традицию предков – къонушма – весёлого застолья с музыкой, песнями и танцами.


            Валентин Гаврилович Капон-Иванов покинул этот мир 2 апреля. Его памяти посвятил свои строки харьковский учёный химик и поэт Юрий Суров:

 

Вы ушли, и мы осиротели,
Вы ушли, Вас некем заменить.
Как же мы теперь должны сплотиться,
Чтобы мысли Ваши воплотить!
И пока душа ещё меж нами,
Обещаем так мечтать и жить,
Чтобы Вы могли гордиться нами,
Чтобы память Вашу сохранить.

 

Александр Дзюба, Харьков, общество «Карай»


  • Праздники одного дня в Евпатории
  • Суров Ю. Я люблю этот маленький гордый народ.
  • Капон-Иванов В. Мелодии караимской свадьбы
  • Йырлар. Песни
  • Народная музыка крымских караимов
  • Караимские адреса Харькова
  • Воспоминания о своей караимской тете, Бибюш Юфудовне Капон. (Анна Рофе - С ...
  • 24 декабря 2011 года Мелитопольское национально-культурное караимское обще ...
  • Музыкальная культура крымских караимов на фестивале в Турции
  • Императрица русского ночного Парижа

  •  

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Апрель 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru