В Литву часть караев прибыла с великим князем Витовтом в 1396-1398 гг. По преданию это были триста семей воинов (порядка 2-3 тысяч человек). Джигиты составляли личную гвардию, охраняли замок князя и границы государства. Большинство жили в Тракае — резиденции князя. Кроме военного дела занимались земледелием и скотоводством. Единственные из не христиан имели Магдебургское право (самоуправление, привилегии).
Г.Перингер, изучавший караимов Литвы по поручению шведского короля, отмечал: «Не мечом ли и луком их предки, а потом отцы заслужили себе привилегированное положение» (1690). Караи сохранили родной язык, обряды и обычаи предков. Ныне их в Литве около 250-ти, преимущественно в Тракае и Вильнюсе. Там же действуют караимские кенаса. Есть в Литве караимский музей. Издается литература на родном языке (тракайский диалект). Проводятся международные встречи.
Важной вехой в истории караев стала такая встреча в Тракае (1989). Она вызвала всплеск самосознания и стимулировала возрождение национальных общин в Крыму и других регионах СССР.
Молодое независимое государство отметило 600-летие поселения крымских караимов и крымских татар в Литве в 1997 г. Прошла серия торжеств и праздничных мероприятий. Была выпущена юбилейная серебряная монета с изображением воинов в традиционном вооружении.
В Литве провел последнюю часть жизни Гахан С. Шапшал, внесший неоценимый вклад в изучение и сохранение культуры караев. Уже в наше время для национального возрождения многое сделали уллу газзаны С. Фиркович, М. Фиркович.
В Польше караи появились в тот же период, что и в Литве. Оба государства длительное время составляли единое целое, и ныне живущие в них группы караев наиболее тесно связаны родственными узами между собой и с соплеменниками Западной Украины.
В Польше, как и в Литве, караи издавна занимались военным делом и сельским хозяйством, выполняли дипломатические миссии и были переводчиками при контактах с Крымским Ханством и Турцией. История сохранила имя старшего полковника реестрового казачества польского короля, представителя княжеского рода Узунов — Ильяша Караимовича.
В период перед началом II-й Мировой войны, когда в СССР для караев наступили тяжелые времена, в Польше были приняты законодательные акты о караимском религиозном союзе, караимы пользовались самоуправлением во главе с Гаханом, процветали наука и культура. Выходил журнал «Мысль караимская» и другие издания.
В послевоенной Польше в значительной мере сохраняются духовные и культурные традиции прошлого. Проводятся встречи, издается литература.
В Турции. Караимы по вере издавна жили на территории современной Турции. Смешанная община единоверцев состояла сначала из местных греков и турок по крови. Позже появились караимы-тюрки из Крыма. Выходцы из Турции, в свою очередь, вливались в общины Крымского полуострова. Характерны фамилии крымских караимов: Стамболи — из Стамбула, Костини — из Константинополя, Хаскцйля — из Хаскця, района Стамбула.
Во времена крымского ханства и Российской империи между караями Крыма и Турции поддерживались тесные связи.
До революции в Крыму находилось три турецких консула — в Евпатории, Симферополе и Феодосии. Двое из них — Ефетовы, крымские караимы турецкого происхождения.
В годы революции и гражданской войны количество крымских караимов в Турции заметно возросло за счет эмигрантов из России — военных и гражданской элиты. Их потомки и поныне живут там, но фамилии подчас претерпели изменения: Ефет (Ефетов) стал, например, — Яф, Ормели — Ормэ…