Одними из первых мужскую гимназиюзакончили Казас и Танатар с серебряными медалями (1867). В дальнейшем количество выпускников неуклонно растет, составляя по периодам, чел.:
1867 – 1870 – 41891 – 1900 – 12
1871 – 1880 – 51901 – 1910 – 25
1881 – 1890 – 4 1911 – 1920 – 16
66 выпускников представляли 26 родов, из них по одному гимназисту – Ага, Азарьевич, Койчу, Мангуби, Харченко, Шайтан, Шапшал, Шишман; по 2 – Борю, Дуван, Кушуль, Майкапар, Очан, Пастак, Сариьбан, Танагоз; по 3 – Прик, Черкес; по 4 – Кальфа, Каракаш, Кефели, Хаджи; 5 – Ефетов; 6 – Казас, 7 – Синани.
Должно быть Вам известно, что как земля впитывает в себя дождевые капли, так и я, со дня своего рождения постоянно жажду знаний. Даже когда я находился в колыбели, Библия и книги были моим развлечением; когда я начал говорить, то разговор мой начинался с «Алеф–Бет». Помните ли Вы, с какой охотой я в детстве читал: «Анна Адонай», стремился молиться.
Теперь при воспоминании мне становится смешно, как я по пятницам обязательно по возвращении из школы спешил запереться дома и представлять из себя учителя: расставив подушки, как учеников, я обучал их...
Чатырдаг занимает особое место среди крымских гор. – Это своеобразный символ древней Тавриды и современного Крыма. Чатырдаг виден в хорошую погоду от пределов полуострова – с Перекопского перешейка. Да и с вершины просматривается почти весь Крым и море с разных сторон – к югу у южного и восточного побережья и к северо-западу, в районе Севастополя.
С Чатырдагом связано немало легенд, преданий, поверий. Стократное восхождение на его вершину крымчане приравнивали иногда к паломничеству в святые места.
Среди караев достаточно широко была распространена профессия юриста. Юридическое образование получали в прошлом в Петербургском, Новороссийском (Одесса) и Московском университетах. Трудились в государственных учреждениях и выборных органах самоуправления. Нередко занимали высокие посты председателей Городских дум, избирались городскими головами и т.д.
Весной (первое воскресенье апреля), перед тем, как разъехаться в экспедиции, геологи бывшего СССР по традиции отмечают свой профессиональный день. Отпраздновали день геолога и караи в Крыму. При этом задались вопросом, а сколько же всего геологов – крымских караимов, и чем известны? Собранные данные приведены ниже. Они не отражают полной картины, но все же дают представление о вкладе караев в теорию и практику геологической отрасли знаний.
Хан С.Шапшал, сам выходец из семьи садовода, отмечал, что «любимым занятиемкараимов до последнего временив Крыму было садоводство, и в западных губерниях огородничество».
Сады караев располагались в местах традиционного проживания, в округе Кырк Йера. Эти угодья отмечены в ярлыках крымских ханов и в древности принадлежали жителям Кале.
Известный садовод Л.Симиренко писал (1912)»при Шуре разбросаныедва не древнейшие сады северного Крыма. Им более 200 лет… и сейчас так же хорошо плодоносят, как и при ханах…Эти сады принадлежат караимам, жившим в Джуфт Кале».И далее: «очень многие из них сохраняют и поныне большую любовь к садоводству, которое нередко ведут образцово-культурно…»
Крымские караимы (караи) – один из самых малочисленных тюркских народов – пронесли через века и сохранили до наших дней фрагменты совей древней духовной и материальной культуры. Значение реликтов этнокультуры для познания этногенеза, истории, мировоззрения трудно переоценить. Архаичные особенности характерны для языка, фольклора, символики, календаря, антропонимов, веры, занятий, национальной кухни, традиций, обрядов и обычаев, архитектуры, орнаментов...
Как справедливо пишет И.Ярошинская в статье «Тымбылы» (Авазымыз. – 2004. - № 2. –дек. - С.14), «Обаяние караимских праздников – это не только молитва, но также приготовление традиционных блюд, связанных с этими праздниками. Особенный ритуал связан с Пасхой, первым праздником караимского года – Хыджы Тымбылларнын». На стол в этот праздник хозяйки ставят печеные мясо (по возможности баранину), яйца, рыбу, кайгану (бабку), зеленый чеснок и лук, редис, вино и пресный хлеб.
В Евпатории есть улица Евгения Ефета. О подвигах героя рассказали газеты и документальные повести. Теплоход, названный его именем, запечатлен на почтовом конверте. Давно закончилась, но не забыта война. В печати поныне появляются свидетельства очевидцев. Ниже приводим отрывок из документальной повести Е. Войскунского «Баллада о финском заливе»...
24 марта 2006 г. не стало Татьяны Тотай Бебеш. С уверенностью можно сказать, что жизнь этой женщины была интересной, трудной и богатой – двое детей, четверо внуков и девять правнуков окружали ее заботой и вниманием.Девяносто два года жизни Тотайчика, так называли любимицу семьи, захватили революцию, гражданскую и отечественную войны, перестройку и послевоенный голод, закрытие кенаса, построение коммунизма, а затем и капитализма.