Видный общественный деятель Таврической губернии начала ХХ века Семён Эзрович Дуван, бывший городской голова Евпатории и председатель Евпаторийской земской управы, скончался 5.II.1957 во Франции, в курортном городке Больё-сюр-Мер, название которого переводится с французского как «красивое место у моря».
В своём завещании, составленном в июне 1950 года в Монте-Карло, он говорил о своём родном городе несколько раз и на каждой странице. Дуван просил наследников перевезти его останки в другое место у моря, родное сердцу, самое красивое и любимое для него, — в Евпаторию.
Выражая последнюю волю, С.Э. Дуван упоминал настоятеля собора святителя Николая Чудотворца (Ницца): «Прошу устроить похороны самые скромные, пригласить на отпевание священника — отца Владимира Любимова, без хора, без дьякона из Ниццы. Попрошу похоронить в двойном гробу (цинковом и дубовом) с тем, чтобы при первой возможности перевезти в Евпаторию и, устроив склеп, похоронить рядом с отцом».
Прошло время. К сожалению, воля покойного уже не может быть выполнена напрямую — в Евпатории теперь нет караимского кладбища, а останки Семёна Эзровича перенесены в общее захоронение у колумбария на кладбище Больё-сюр-Мер. Теперь там, на серой гранитной стеле, обращённой к морю, лишь надпись на французском и русском языках...
Поздравляем с юбилеем нашего уважаемого, дорогого, активного, ответственного, внимательного, любимого почётного председателя Общественной организации "Региональная национально-культурная автономия крымских караимов Республики Крым"– Владимира Юрьевича Ормели!
Желаем Вам крепкого здоровья, благополучия и счастья! Пусть любимые и близкие окружают Вас своей заботой и вниманием!
Спасибо Вам за Вашу многолетнюю работу в караимской организации! Мы очень рады, что Вы всегда с нами!
С прискорбием сообщаю, после продолжительной онкологической болезни на 81 году жизни сегодня утром 12 марта 2021г. от нас ушел замечательный человек, наш друг Петров-Дубинский Олег Васильевич.
Скорбим в связи с его кончиной и выражаем глубокое соболезнование родным и близким.
Кремация и прощание с покойным состоится 15 марта (понедельник) на Хованском кладбище в 15-00.
Михаил Казас неоднократно обращается к одному и тому же сюжету о весельчаке Молле Насреддине. Художник иллюстрирует анекдот «Это неспроста». Однажды Молла решает подшутить над народом, столпившимся у чайханы. Он рассказывает, что только пришёл с поминального обеда, где раздают плов. Толпа направляется в указанное им место, а Насреддин тем временем думает: «Вдруг это и в самом деле так? Раз народ бежит, значит, неспроста». И бросается следом....
Статья Александры Кугушевой, кандидата культурологии, о работе караимского художника.
26.10.2020, в эфире программы «Вести. Крым» был репортаж о сборе хурмы в Никитском ботаническом саду. В репортаже принимал участие и представитель крымских караимов – Александр Наумович Казас как автор сорта хурмы «Никитская бордовая»
О сохранении историко-культурного наследия в Евпатории
....Сохранить исторический облик, города возможно лишь созданием в Евпатории историко-культурного заповедника. Вопрос о нем периодически поднимается на протяжении десятилетий, но до реализации дело не доходило, оставаясь на стадии предварительных обсуждений и далеко не конкретных предложений общего характера. Его создание предполагает масштабную предварительную подготовку, включающую: утверждение решения на сессии горсовета; формирование организационной группы (количественный и персональный состав которой также принимается горсоветом); включение в бюджет города средств по обеспечению работы орггруппы, включающей, в обязательном порядке, археологов, историков, экономистов и юристов; разработку орггруппой структуры заповедника и подготовку расчетов по затратам на его создание и функционирование. Предстоящая, многоплановая и сложная работа, (включающая изучение опыта работы подобных структур в России) потребует длительного времени. Ее завершение – принятие решения на федеральном уровне. Одним из важнейших условий успешной работы заповедника является федеральное подчинение и финансирование. Местный или региональный уровень не позволит решить всех накопившихся за долгие годы вопросов и проблем в области сохранения объектов культурного наследия Евпатории...
В год 150-летия со дня рождения известного крымского караима – С.Э.Дувана, правильно вспомнить и о его единомышленнике и сподвижнике, прекрасном архитекторе Адаме Генрихе. Тандем активного городского головы и талантливого зодчего подарил Евпатории большое количество красивейших зданий и продуманное архитектурное развитие города. Вашему вниманию предлагаем статью Виктории Николаевны Струниной "АДАМ ГЕНРИХ: ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕДКО ВСТРЕЧАЕТСЯ В ЭТОМ МИРЕ".
Статья приурочена к 150-летию городского архитектора Евпатории Адама Генриха; приведены ранее не публиковавшемся свидетельства современников о работе зодчего в России, а также с 1919 г. в Польше. Более 20-ти расположенных в Евпатории памятников архитекторы – объектов культурного наследия регионального значения, один – федерального, проектировал А. Л. Генрих. В Польше таковых обнаружено на сегодня три.
Каждый из нас хочет обозначить место своего пребывания на земле. Правда, способы у всех разные. Одни пишут «музыку, застывшую в камне», высаживают деревья, благоустраивают улицы, чтобы по проторённым путям, тенистыми аллеями с удовольствием ступали потомки, а другие попадают в истории иначе — ошеломляют публику изменениями собственного фасада или высекают зубилом на стенах домов свои имена. Как в песне: «Каждый выбирает по себе...»
Что же определяет этот выбор? Наследственность или среда? Семья и школа? Приятели и соседи? Место жительства? Бытовой комфорт или, напротив, отсутствие в квартире всяческих удобств?
Воспоминания Людмилы Лопато о С. Шапшале из книги А. Васильева « Царица парижских кабаре»
Портрет Серая Шапшала. (Художник Бари Эгиз)
«Глава караимской общины в Литве, Хаджи Серая Хан Шапшал, был человеком высочйшей культуры (к тому же очень красивый!). Он преподавал восточные языки в Санкт-Петербуржском университете, а потом был гувернёром наследника престола Ирана. Будучи избран гахамом, он основал караимский этнографический музей, а в Санкт-Петербург, в Академию Наук, передал свою бесценную коллекцию восточных рукописей.