Михаил Казас неоднократно обращается к одному и тому же сюжету о весельчаке Молле Насреддине. Художник иллюстрирует анекдот «Это неспроста». Однажды Молла решает подшутить над народом, столпившимся у чайханы. Он рассказывает, что только пришёл с поминального обеда, где раздают плов. Толпа направляется в указанное им место, а Насреддин тем временем думает: «Вдруг это и в самом деле так? Раз народ бежит, значит, неспроста». И бросается следом....
Статья Александры Кугушевой, кандидата культурологии, о работе караимского художника.
26.10.2020, в эфире программы «Вести. Крым» был репортаж о сборе хурмы в Никитском ботаническом саду. В репортаже принимал участие и представитель крымских караимов – Александр Наумович Казас как автор сорта хурмы «Никитская бордовая»
О сохранении историко-культурного наследия в Евпатории
....Сохранить исторический облик, города возможно лишь созданием в Евпатории историко-культурного заповедника. Вопрос о нем периодически поднимается на протяжении десятилетий, но до реализации дело не доходило, оставаясь на стадии предварительных обсуждений и далеко не конкретных предложений общего характера. Его создание предполагает масштабную предварительную подготовку, включающую: утверждение решения на сессии горсовета; формирование организационной группы (количественный и персональный состав которой также принимается горсоветом); включение в бюджет города средств по обеспечению работы орггруппы, включающей, в обязательном порядке, археологов, историков, экономистов и юристов; разработку орггруппой структуры заповедника и подготовку расчетов по затратам на его создание и функционирование. Предстоящая, многоплановая и сложная работа, (включающая изучение опыта работы подобных структур в России) потребует длительного времени. Ее завершение – принятие решения на федеральном уровне. Одним из важнейших условий успешной работы заповедника является федеральное подчинение и финансирование. Местный или региональный уровень не позволит решить всех накопившихся за долгие годы вопросов и проблем в области сохранения объектов культурного наследия Евпатории...
В год 150-летия со дня рождения известного крымского караима – С.Э.Дувана, правильно вспомнить и о его единомышленнике и сподвижнике, прекрасном архитекторе Адаме Генрихе. Тандем активного городского головы и талантливого зодчего подарил Евпатории большое количество красивейших зданий и продуманное архитектурное развитие города. Вашему вниманию предлагаем статью Виктории Николаевны Струниной "АДАМ ГЕНРИХ: ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕДКО ВСТРЕЧАЕТСЯ В ЭТОМ МИРЕ".
Статья приурочена к 150-летию городского архитектора Евпатории Адама Генриха; приведены ранее не публиковавшемся свидетельства современников о работе зодчего в России, а также с 1919 г. в Польше. Более 20-ти расположенных в Евпатории памятников архитекторы – объектов культурного наследия регионального значения, один – федерального, проектировал А. Л. Генрих. В Польше таковых обнаружено на сегодня три.
Каждый из нас хочет обозначить место своего пребывания на земле. Правда, способы у всех разные. Одни пишут «музыку, застывшую в камне», высаживают деревья, благоустраивают улицы, чтобы по проторённым путям, тенистыми аллеями с удовольствием ступали потомки, а другие попадают в истории иначе — ошеломляют публику изменениями собственного фасада или высекают зубилом на стенах домов свои имена. Как в песне: «Каждый выбирает по себе...»
Что же определяет этот выбор? Наследственность или среда? Семья и школа? Приятели и соседи? Место жительства? Бытовой комфорт или, напротив, отсутствие в квартире всяческих удобств?
Воспоминания Людмилы Лопато о С. Шапшале из книги А. Васильева « Царица парижских кабаре»
Портрет Серая Шапшала. (Художник Бари Эгиз)
«Глава караимской общины в Литве, Хаджи Серая Хан Шапшал, был человеком высочйшей культуры (к тому же очень красивый!). Он преподавал восточные языки в Санкт-Петербуржском университете, а потом был гувернёром наследника престола Ирана. Будучи избран гахамом, он основал караимский этнографический музей, а в Санкт-Петербург, в Академию Наук, передал свою бесценную коллекцию восточных рукописей.
29 февраля 2020 года перестало биться сердце Юрия Александровича Полканова. Когда уходят из жизни люди такого масштаба, каким был Юрий Александрович, боль утраты заставляет с новой силой вглядеться в созданное ими, и, оценивая созданное, приходит осознание, что мы теряем не просто выдающуюся личность - мы прощаемся с частицей эпохи, навсегда, безвозвратно, уходящей от нас в вечность.
1887 г. р., уроженец г. Евпатория, караим, из мещан, окончил юридический факультет, до революции присяжный стряпчий, проживал в Петрограде: ул. Жуковского, д. 6. В 1936 г. старший консультант Стеклосбыта в Москве. Спецколлегией Мосгорсуда 7 февраля 1936 г. приговорен по ст. ст. 58-10-13 УК РСФСР к расстрелу. По ходатайству через ВЦИК расстрел заменен на 10 лет лишения свободы. Отбывал наказание в Соловках. Особой тройкой УНКВД ЛО 14 февраля 1938 г. приговорен за "контрреволюционную агитацию среди заключенных" к высшей мере наказания. Расстрелян в Соловках 17 февраля 1938 г.